«WinBoat R5» Коренная модернизация.

О преимуществах РИБов перед обычными жесткими лодками говорилось уже не раз – прежде всего, что касается вопросов безопасности. 


Однако у этого типа судов и довольно серьезный минус. В обитаемости они проигрывают «классике» - надувные борта заметно «съедают» габариты корпуса, в первую очередь по ширине, отчего кокпит получается сравнительно узким, а вместимость заметно отстает от действительно чемпионской грузоподъёмности, достигаемой за счёт надувных элементов. Возможен ли компромисс?

Попытки найти его, естественно, в судостроительном мире не раз предпринимались. Так, например, нам известно об опыте одной из
зарубежных фирм, оснастившей свой экспериментальный РИБ «половинчатым», как бы разрезанным вдоль баллоном, имеющем D-образное сечение вместо привычного круглого… Петербургская компания WinBoat, известная своими инновациями в области РИБостроения (в частности, читайте в предыдущем номере отчет об испытаниях складного парусно-моторного РИБа WinBoat 460RF), нашла решение, казалось бы, лежащее на поверхности - применить баллон переменного сечения, имеющий в средней, самой обитаемой части корпуса толщину чуть ли не втрое меньшую, чем в носу и корме.

«Липосакция» по-лодочному.

Реализовать идею было решено в ходе рестайлинга популярной модели R5, доселе представлявшей собой совершенно классический прогулочный РИБ с «толстым» баллоном. Однако в итоге получилась совсем другая лодка, даже отдаленно не напоминающая своего предшественника.

«Ломаный» силуэт темно-синего баллона вкупе с довольно замысловатой конфигурацией «палубной» секции жесткого стеклопластикового корпуса придает лодке нарядный, оригинальный и узнаваемый вид – по крайней мере, на воде новый R5 ни с чем не спутаешь. Оказавшись в кокпите, чувствуешь себя скорее как в обычной жесткой лодке – благодаря не только его значительной для подобных основных размерений ширине (1.4 м.), но и тому, что он ограничен стеклопластиковыми фальшбортами с фигурными релингами из сверкающей нержавейки. Справа установлена «аэродинамических» очертаний консоль с небольшим ветрозащитным козырьком и отформованным спереди сиденьем-рундуком, знакомая нам по РИБам марки «Буревестник».

Как нам объяснили, это не единственный возможный вариант как самой консоли, так и вообще внутренней планировки – в рамках кооперации с петербургской компанией «Мобиле Групп» на R5 могут монтироваться любые консоли выпускаемого ею ассортимента (в частности, возможно и двухконсольная установка, благо ширина позволяет). Места слева от водителя действительно более чем достаточно – проблем с проходом из носа в корму не испытывает и совершеннейший толстяк.

Кормовой рундук РИБ Winboat R5В корме – весьма вместительный для РИБа длинной не менее 5 метров рундук, он же сидение. На протестированном образце в нём разместились два сорокалитровых пластмассовых бензобака с вентилем для переключения между ними, аккумулятор и водоотливная трюмная электропомпа, доступ к которой (например, для отчистки) не предоставляет никаких проблем. Баки, кстати, имеют заливные патрубки, выведенные на кормовые плоскости планширя, так что возможность случайного попадания бензина в рундук при заправке исключена. При этом в кормовом отсеке остается довольно много свободного пространства – например, туда вполне поместится туго набитый туристский рюкзак. Правда, в этом случае мы бы накрыли аккумулятор стандартной пластиковой крышкой, дабы избежать случайного замыкания.

Заправочные горловины удобны и при использовании (пистолета) береговой бензоколонки, и при заполнении баков более распространенным у нас способом – при помощи канистры с воронкой, причем в качку в качестве дополнительного упора можно использовать трубчатую дугу - таргу, представившуюся нам, честно говоря, чисто декоративным элементом (хотя на ней, конечно, можно разместить звуковые сигналы, и прожектор, и те же «стаканы» для удилищ).

Надо сказать, что нас по началу несколько удивило, что, согласно таблиц основных технических данных запас топлива может достигать 160 л. Выяснилось, что в дополнение к паре баков в корме еще одну стандартную пластиковую емкость (40 или 60л.) можно разместить под консолью. Но это, как говорится, на крайний случай – лодка всё-таки не «крейсерская», и длительные переходы не её стихия. Мы сразу позиционировали R5 как некую «пляжно-прогулочную» модель, предназначенную в первую очередь для обычного катания, буксировки водолыжников и т.п., с чем представители фирмы производителя, надо сказать, вполне согласны, хотя простор на борту наверняка приглянется и тем, кто эпизодически занимается той же рыбалкой.

Носовой рундук РИБ Winboat R5В носу – стандартный для большинства РИБов треугольный рундук, предназначенный прежде всего для «служебных» целей – хранения якоря и концов, а носовой баллон увенчивает плоская стеклопластиковая площадка с вертикальным релингом, назначение которой тоже показалось нам в основном декоративным. При этом нас несколько удивило, что при чисто прогулочном назначении нового R5 на нем не нашлось купального трапика – вместо него слева от основного подвесника мы обнаружили складной дополнительный транец для вспомогательного моторчика, который на такой лодке вроде как и ни к чему.

Правда, как нам объяснили, предоставленная на тест лодка являла собой нечто вроде «переходного» экспериментального варианта, и в серии будет реализовано то решение, которое хорошо зарекомендовало себя на предыдущем R5 - носовая «палуба» на нём значительно просторнее и снабжена складным трапиком, который можно использовать и при купании, и для входа в лодку при стоянке носом в берег. Надо сказать, что предыдущая версия была приспособлена для движения под распашными веслами (гребец располагался на сиденье носового рундука), в то время как на новой лодке подуключин не оказалось. Между тем, в том же Финском заливе на значительном протяжении его побережья без вёсел не обойтись - при отходе от берега приходится всякий раз преодолевать 50 - 100-метровую полоску мелководья, усеянного валунами…

Обратила на себя внимание пластиковая спинка заднего сиденья, откидывающаяся вперед. Таким образом конструктору удалось выиграть еще немного дополнительного полезного пространства за счет уменьшения длины подмоторного рецесса, обычно рассчитанного на то, чтобы капот откинутого мотора не упирался в переборку. На ходу спинка поднята, а при откидке мотора в стояночное положение её нужно опустить на заднее сиденье, освобождая ему место. Кроме того, выяснилось, что лодка может поставляться и в самом простом «румпельном» варианте, без консоли. В этом случае спинка не устанавливается, и водитель располагается непосредственно на кормовом рундуке. Такой вариант исполнения мы не испытывали, но экспериментальные прикидки показали, что за румпель управлять будет довольно удобно.

«Яхтенный стиль» и глиссирование.

Обводы лодки тоже претерпели коренные изменения. Свой вклад в узнаваемый силуэт нового R5, несомненно, вносит и практически вертикальный форштевень. Как пояснил конструктор, особых гидродинамических целей при этом не преследовалось - скорее, это тоже чисто дизайнерский ход, своеобразная дань «яхтенному стилю», и маленькийРИБ действительно навевает некоторые ассоциации с океанскими парусными «гоночными машинами». В общем и целом, в обводах нет ничего революционного - применено днище переменной килеватости со стандартными 17° на транце, переходящим в довольно внушительные 26° на миделе, с двумя парами продольных реданов, протянувшихся до самого транца (явно в расчете на использование моторов довольно умеренной мощности).

Обратили мы внимание и на еще одни необычные элементы – треугольные стеклопластиковые «крылышки», приклеенные непосредственно к кормовым оконечностям надувных баллонов. На наш взгляд, это скорее тоже больше декоративные детали, тем более что расположены они довольно высоко от ватерлинии и если и должны работать, то разве что при крене в поворотах.

На транце была установлена 60-сильная Honda, практически предельной для данной лодки мощности (паспорт ограничивает её величиной 70 л.с., хотя, по словам разработчиков, лодка неплохо ходит и с «сороковкой», особенно в облегченном румпельном варианте). Мотор был с длинной «ногой», но R5 будет доступен и в исполнении с низким транцем (380 мм.).

Рулевая консоль РИБ Winboat R5 с навигатором-эхолотом Garmin GPSmap 2525SПривычная «буревестниковская» консоль с мягким регулирующимся поворотным креслом вполне эргономична и вместительна (уже упоминалось, что под ней помещается дополнительный топливный бак, а под отформованным спереди сиденьем скрывается небольшой рундучок). Удачно расположенные приборы во главе с электронным тахометром легко читаются (кстати, каждый из баков оборудован отдельным указателем уровня), а справа от них органично пристроился довольно популярный в последнее время Garmin GPSmap 2525S– карт-плоттер, совмещенный с эхолотом, обладающий при относительно компактных размерах довольно большим и четким экраном. Привычным для консольной лодки, хотя и не совсем удобным оказалось и то, что рукоятка газа-реверса была направлена внутрь, отчего кнопки триммера оказались не под большим пальцем, а под мизинцем (машинка была смонтирована на боковине консоли, а зарубежные производители «дистанционок», увы, до «зеркальных» вариантов исполнения рукояток так и не додумались).

Погода в день испытаний была довольно спокойной и типичной для Финского залива – высота волны редко когда превышала полметра. С одним водителем при выходе на глиссирование новый R5 ощутимо задирал нос даже при «поджатом» моторе, а при выходе на режим сразу занимал оптимальный с точки зрения максимальной скорости дифферент – пользоваться «вывернутыми наизнанку» кнопками триммера, честно говоря, особой нужды не было. При этом и расположенные в корме баки были заполнены отнюдь не до отказа… В «румпельном» варианте, когда водитель располагается в самой корме, подобное, скорее всего, должно проявится ещё ярче, даже не смотря на то, что вес двухтактной «сороковки» не сравним с весом четырехтактной «шестидесятки».

Пожалуй, сказался довольно умеренный обратный наклон транца, не позволяющий мотору основательнее «притопить» нос, с чем мы уже не раз сталкивались на некоторых протестированных лодках. На скорости более 50-55 км/ч начались небольшие подлеты на волне, хотя до откровенных жестких ударов дело не доходило. Тут бы и «поджаться» чуток, используя особенности «крученых» обводов, но лимит триммера был уже исчерпан… Наиболее комфортной в таких условиях оказалась скорость порядка 40-45 км/ч. На попутной волне на полном ходу иногда наблюдались небольшие «переставки». Не возьмемся судить стопроцентно, но возникло подозрение, что ответственные за них были упомянутые уже кормовые «були».

Ходовые испытания РИБ Winboat R5При паспортной пассажировместимости 8 чел. (здесь, на наш взгляд, разработчики малость переборщили) мы испытали R5 с нагрузкой до 5 чел. – как раз по числу имеющихся сидений, подсаживая одного за другим. С большим весом лодка управилась «на ура» - с каждым новым пассажиром максимальная скорость падала совсем ненамного и примерно на одну и ту же величину (см. таблицу испытаний с разной нагрузкой). Триммер пришлось задействовать «на подъём» лишь с максимальным экипажем, когда один из пассажиров устроился на треугольном носовом сиденье.

В крутых поворотах, даже при «раскрутке» (старте с места с положенным на борт рулем на полном газу), крен оставался довольно умеренным – баллон, хоть и уменьшенного диаметра, продолжал исправно делать своё дело. Ни бортовой раскачки, ни дельфинирования, несмотря на изначальную кормовую центровку, при этом отмечено не было.

Резюме.

Нарядная, узнаваемая и оригинальная чисто прогулочная лодка. Благодаря надувным баллонам уменьшенного диаметра в средней части корпуса отличается большим простором на борту по сравнению с РИБами схожих размерений. Ходовые качества в целом на высоте, но мы бы посоветовали разработчикам немного увеличить обратный наклон транца (например, за счет клиновидной наделки) чтобы в полной мере реализовать возможности обводов переменной килеватости при движении на волне. Кроме того, учитывая «пляжную» направленность лодки, хотелось бы видеть в числе стандартного оснащения купальный трапик (что, в принципе, уже обещано) и рым или пилон для буксировки лыжника.

+ просторный кокпит
+ привлекательный внешний вид
+ предсказуемое поведение на воде

- отсутствие «купального» трапа и крепления для вонолыжного фала
- ограничения по триммированию мотора
- значительное число чисто декоративных элементов, увеличивающих конечную цену

Автор статьи Артем Лисочкин.
Фото Игоря Лагутина.